Керівник Вищої школи професійної політики Олег Вострих виступив на XXVI Економічному форумі у м.Криниця-Здруй з доповіддю “Значення системи освіти у формуванні майбутніх європейських кадрів” (рос)

На XXVI Економічному Форумі з доповіддю “Значення системи освіти у формуванні майбутніх європейських кадрів” виступив керівник Вищої школи професійної політики Олег Вострих (рос)

“Значение системы образования в формировании будущих европейских кадров”

Когда Украина вступила в 2005 году в Болонский процесс, она тем самым обязалась реформировать свою систему образования таким образом, чтобы условия и рекомендации этого процесса были учтены и внедрены в нее. Именно таким образом может произойти евроинтеграция образовательного пространства, поскольку она предполагает культурное сближение с Европой на этом основании при сохранении собственной идентичности.

Согласно Болонской декларации 1999 года, евроинтеграция в области образования направлена на консолидацию усилий ученых и работников образования с одной стороны для повышения их конкурентноспособности и умения сотрудничать с представителями европейской науки и высшего образования, а с другой – для того, чтобы эти кадры могли сыграть положительную роль в укреплении стабильности и демократии в собственной стране. К тому же, демократизация системы образования, открытость к сотрудничеству, формирование специалистов с широким сознанием, имеющих дипломы, которые будут признаваться в Европе, помогает создавать европейское пространство в образовании, так называемую «Европу знаний».

Однако для того, чтобы система образования действительно воспитывала будущие европейские кадры, необходимы не только административные реформы. Нужны определенные изменения на цивилизационном и культурно-духовном уровне. Нужно принятие и признания ряда общечеловеческих ценностей, которые являются неотъемлемой частью европейской цивилизации.

Нужно всегда помнить, что приоритетом европейского образовательного пространства является человек, его права и свободы. В европейской культуре создан идеал человеческой личности, которая имеет двойную ответственность – перед своим призванием и перед обществом, которая одновременно независима и подотчетна, а не только свободна или только заангажирована. Это человек, способный на диалог и творческий динамизм. Когда человек уступает искушению замкнуться в своих особенностях – нации, партии, идологии или же навязать их всем – он не соответствует европейским ценностям. Европейская личность противоречива, она пытается проявляться в этих противоречиях и удерживать их баланс. Это соответствует и украинскому менталитету. Поэтому для соответствия европейскому принципу индивидуализма, для которого высшей ценность является свобода личности, украинская система образования должна избрать приоритетом именно личностную ориентацию. Речь идет о том, чтобы образование перестало быть школой для подготовки к будущему. Оно должно стать полноценной формой жизни. Тогда оно будет воспитывать европейские кадры.

Такая система образования имеет двойную функцию. Ее реформирование на мировоззренческих личностных принципах может помочь формировать личность, которая осознает свою принадлежность к украинской нации и одновременно к современной европейской цивилизации. Она не только сможет вернуть нас к истокам национальной культуры, но и поможет впитать в себя цивилизационные достижения.

Огромную роль в реформировании системы образования так, чтобы она воспитывала людей с европейским мышлением, является изменение содержания обучения таким образом, чтобы оно соответствовало требованиям рынка. Программы высшего образования следует преобразовать согласно реальным информационным нуждам студентов, внедрить стратегическое мышление в разработку и оценку таких программ, а именно: грамотное планирование, проектирование, постановка целей, внедрение и мониторинг результатов.  Кроме того, следует полностью обновить требования к информационным ресурсам, которыми пользуются студенты, а также пересмотреть статус педагогов.  Нужно обращать больше внимания на неформальные и инновационные системы обучения, популярные в Европе и во всем мире.

И, разумеется, необходимо полное преодоление коррупции, как одной из самых сложных проблем современного высшего образования в Украине. В этом плане можно обратить внимание на румынский проект «Коалиция за чистые университеты».  Он имеет очень хорошие результаты изгнания коррупции из румынских вузов, при том, что ситуация в этой стране была очень похожа на украинскую. По примеру этого проекта, можно было бы постепенно переходить от государственного контроля жизни вузов к перманентному мониторингу со стороны независимых от государственных институций общественных организаций и объединений, особенно в области качества предоставления образовательных услуг, финансовой и управленческой деятельности, академической честности,

Необходима также и совершенно иная финансовая модель работы высшего образования, которая предусматривала бы дополнительное финансирование для вузов, как и более разветвленное финансирование университетского образования. Здесь можно обратить внимание на пробуждение интереса бизнеса к высшему образованию, как на уровне инвестирования, так и на уровне благотворительности. Это может породить новые модели экономической деятельности вузов, ориентированной как на подготовку кадров, так и на разработки новых технологий, востребованных в Европе.

Не последнюю роль для того, чтобы украинская система образования могла обучать людей, способных учиться и работать в системе европейских ценностей, является обеспечение международной мобильности студентов, преподавателей и ученых. Научно-исследовательская работа всех этих категорий людей должна в обязательном порядке включать участие в международных проектах, а также по возможности проявляться в публичной активности.

Путем к европейскому пространству образования будет также предоставление университетам большей автономии, чем они имеют сейчас. Необходимы законодательные основания для самообеспечения университетов, развития собственной предпринимательской деятельности, повышения статуса решений ректоров, а также максимальное привлечение студентов к принятию важных решений, особенно когда они непосредственно касаются их жизни.

Однако построение «Европы знаний» в Украине требует еще и определенного разграничения рыночных и социальных ценностей. Конечно, европейское образование является прагматическим, оно успешно формирует кадры для потребностей рыночной экономики, которая диктует свои условия. Но это не значит, что образование должно полностью зависеть от рынка, иначе это будет означать власть вещей над человеком. Европейские же ценности предполагают обратное – власть человека над вещами. И это надо учитывать.

Еще одним принципом «европейскости» образования, который следует внедрить для воспитания европейских кадров, является гуманизм, человечность образования. Это означает, что образование следует освободить от излишней специализации и корпоративного мышления. Человек в такой системе образования рассматривается не как ресурс, а как капитал, не как «орудие труда», а как ключевое звено новой экономики знаний. Это происходит при удачном сочетании формального и неформального образования, при котором первое предоставляет профессиональные навыки, а второе представляет собой культурный стартап и дает дополнительные возможности, расширяя горизонты молодых людей и смягчая их маргинализацию и радикализацию.

 

You may also like...

Напишіть відгук

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *